Положение правителя и его окружение

Особый статус государя подчеркивался разными титулами. В Средней Азии было множество заимствованных титулов, отражавших, скорее, историю рода, а не реальное положение вещей. Слово "хан" указывало на царское монгольское происхождение, "мирза" - на принадлежность к роду Тимуридов, "биким" - на принадлежность женщины к царскому роду . В полном титуле Бабура также присутствует арабский титул "султан". В дальнейшем Бабур приобретет еще два почетных титула: титул "гази" - "предводителя воинов", Бабур получит после серии удачных сражений, а величественный титул, который потом полностью себя оправдает и станет основным титулом государей империи Великих Моголов, "падишах" он присвоит себе еще задолго до завоевания Северной Индии.

Миниатюра из ''Бабур-наме''

При дворе правители держали огромное количество слуг, нукеров, людей культуры и искусства, музыкантов, танцоров, поэтов и художников. Стоит отметить, что искусство при дворах правителей часто шло наперекор строгим исламским традициям. Гератские художники выписывали фигуры людей, что запрещено исламом, а прославленный мастер миниатюры того времени Бехзад Камалиддин выполнял портреты и пейзажи, поражающие яркостью красок и прекрасным мастерством, которое, возможно, сформировалось под влиянием китайского искусства династий Юань и Мин . Бабур очень подробно описывает людей при дворе Султана Хусейна:

"Время Султан Хусейн мирзы - удивительное время. Хорасан, и в особенности город Герат, были при нем полны ученых и бесподобных людей. Каждый, кто занимался каким-нибудь делом, имел цель и желание довести это дело до совершенства" .

Среди них был великолепный поэт и большой ценитель науки и искусства Алишер Навои, которого очень почитал сам Бабур.

Помимо упомянутых выше людей различных занятий и профессий, при дворе всегда находились богословы, некоторые из которых настолько хорошо владели арабским и другими языками, были сведущи во многих вопросах философии и религии, что получали звание муджтахидов - особых знатоков мусульманского законоведения, имеющих право трактовать наиболее сложные вопросы.

Интересна должность особо доверенного слуги, которому необходимо было пробовать всю пищу перед тем, как ее подадут правителю, таких слуг называли бакаулами. Само существование такой должности говорит о том, что попытки убийства и заговоров против главы власти были не редкостью и заставляли государей быть очень осторожными даже среди своих приближенных. Междоусобные распри, стремление соседей захватить чужие территории объясняло шаткость и нестабильность положения правителей в удержании своей власти. Каждая смерть правителя означала, зачастую, перестановку сил и власти. Со смертью Омар Шейха, отца Бабура, молодой и неопытный в политике мальчик попал действительно в опасное положение, он полностью зависел от благорасположения к нему беков. Единственным надежным способом закрепить свое положение в качестве правителя была раздача земель своим приближенным, что позволяло обрести преданность беков. Поэтому влиятельная бабушка Бабура - Исан Даулат-биким - настаивала на том, чтобы Бабур как можно быстрее решил эту первоочередную задачу, стоящую перед любым правителем. В дальнейшем Бабур очень хорошо усвоил этот обычай, который стал просто политической необходимостью, и щедро раздавал земли верным людям и выдающимся военным. К слову сказать, именно этот фактор - довольно большая зависимость правителя от своего окружения и его поддержки - станет одной из основных причин похода Бабура в Индию, к тому времени мощь государства Бабура в Кабуле все возрастала, количество людей, поступающих на службу, и войско увеличивалось, а земли для уделов становилось все меньше. Северная Индия сулила государю не только возвращения территории, завоеванной когда-то Тимуром, но и решение все той же насущной, более практической проблемы укрепления своего положения.

Хорошее знание тюркского языка и тот факт, что свои записи Бабур оставлял на тюркском - языке простого народа, а не на литературном персидском языке, говорит о предрасположенности Бабура ко всем своим подданным независимо от их знатности и происхождения. Он старался окружать себя людьми, выдающимися содеянным, а не знатностью рода, он щедро вознаграждал людей по их заслугам, раздавая сокровища и земли, себе же зачастую не оставлял ничего, почитая за идеал нищенствующих монахов-дервишей. По этому поводу он написал такой стих:

"Я не принадлежу к братству дервишей, но, как царь, я их брат по духу".

Главная

Hosted by uCoz