Религиозные традиции в жизни правителей

Мусульманские традиции и нормы шариата также нашли большое отражение в быту и обычаях: мальчикам совершали обряд обрезания, проходило празднование ид ал-адха (Бабур называет этот мусульманский праздник "праздником жертвы" ), праздника разговения, почиталось соблюдение норм шариата в отношении возмещения пропущенных молитв , а также в отношении пищи и питья (запрет на употребление мертвечины, свинины, алкогольных напитков):

"В этом году я начал воздерживаться от сомнительных кушаний и тщательно выбирал даже нож, ложку и скатерть" . Бабуру тогда было 12 лет. Ислам также предписывает есть пищу руками, если нет особой необходимости в столовых приборах.

Миниатюра из ''Акбар-наме''. Акбар принимает у своего двора иезуитов

Стоит отметить, что потомки Тимуридов, как и многие среднеазиатские правители, были приверженцами ханифитского мазхаба суннизма, они признавали деяния Мухаммеда по Сунне и более лояльно, чем другие мазхабы, относились к нормам обычного права - адату. Еще на раннем этапе, когда далекие потомки Бабура приняли в улусе Джучи ислам, в нем, скорее всего, преобладали нормы "Ясы" Чингис-хана в сочетании с новыми законами шариата. Но во времена правления Бабура многие традиции "Ясы" были вытеснены строгими законами ислама .

"Прежде наши отцы и родичи тщательно соблюдали устав Чингиза. В собрании, в диване, на свадьбах, за едой, сидя и вставая, они ничего не делали вопреки уставу. Устав Чингиз хана не есть непреложное предписание [бога], которому человек обязательно должен был бы следовать; кто бы ни оставил после себя хороший обычай, этому обычаю надлежит подражать, а если отец совершал дурное дело, его должно заменить хорошим делом" .

Тем не менее, одно и положений Великой Ясы Чингис-хана не исчезнет без следа и отразиться на религиозной и нравственной политике Бабура. Речь идет о веротерпимости. Яса гласит: "Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал как средство быть угодным Богу ".(Цит. по книге: 11. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие : Культ.-ист. очерк Монг. империи XII - XIV вв. - 2-е изд. - Элиста : Калм. кн. изд-во, 1991.)

Этот принцип, заложенный в сознание своих потомков Чингис-ханом, станет основой религиозной политики Империи Великих Моголов. Бабур всегда внимательно относился к местным обычаям и верованиям покоренных народов, он тщательно изучал и описывал местные культы. Его политика уважения местных правовых обычаев и религии обеспечили стабильность и государственный порядок в завоеванной Индии, а затем, через несколько десятилетий внук Бабура - Акбар Великий - способствовал изучению всех религий, объявил о свободе вероисповедания в Индии и даже предпринял попытку создать новую религию, которая бы объединила мусульман и индуистов .

Главная

Hosted by uCoz