Личная жизнь и семья

Свадебная церемония Эпохи Великих Моголов

"Бабур-наме" содержит много материала о семейных традициях. В принципе, отношения и традиции в семьях правителей мало чем отличались от всех остальных жителей Средней Азии. Высокое положение и материальная обеспеченность правителей позволяла им иметь много жен и наложниц. Так, у Улугбека, правителя Мавераннахра и Хорасана, только по официальным спискам было пять жен и шесть наложниц . Как и во многих семьях, родители старались сосватать свою дочь еще до ее совершеннолетия. Жениха и невесту при этом только знакомили, а совместную жизнь они начинали только после взросления. Первой жене Бабура - Аише - на церемонии обручения было всего пять лет . Когда Бабуру исполнилось 17 лет, Аиша переехала жить к нему. Церемонию бракосочетания правителей всегда сопровождали пиршества, традиционные обычаи. В одном из таких обычаев Бабуру довелось принять участие еще когда ему было пять лет:

"Когда я пяти лет от роду прибыл в Самарканд к Султан Ахмед мирзе, он только что взял ее [Ханзаде биким - прим.авт.] в жены и она еще носила на лице покрывало. По тюркскому обычаю мне приказали открыть ей лицо" .

Поскольку Бабура и Аишу сосватали в очень раннем возрасте, их брак не был заключен по любви, и затем неприязнь жены вызывала у правителя только стыд и смущение. Но семейные традиции заставляли Захира Ад-Дина Мухаммеда вынужденно поддерживать отношения с женой:

"От стыда и смущения я ходил к ней один раз в десять, в пятнадцать или в двадцать дней, но потом не осталось и такой любви, а стыд стал еще больше. Раз в месяц или сорок дней моя мать, Ханум, с трудом, насильно прогоняла меня к ней"

Бабур рассказывает о таком обычае в семье правителей: когда у одной из жен правителя умерла малолетняя дочь, то жену удалили из гарема. Аналогичный обычай он описывает уже в своей семье: после смерти малолетней дочери, "Аиша Султан биким по наущению своей старшей сестры ушла от меня".

Как мы видим, в молодости правители не могли полностью распоряжаться своей судьбой, выбирать жен, их поведение и семейные отношения во многом зависели от мнения родителей и были ограничены традициями. Женами государей могли стать только девушки из знатных родов, а если правитель сам решал жениться на понравившейся ему простолюдинке, такой брак мог стоить правителю верности его поданных. Так, например, Халиль-Султан навлек гнев окружающих, женившись на красавице Шад-мульк, девушке из простого рода .

Гарем Эпохи Великих Моголов

Сильная привязанность Бабура к семейным традициям, хорошее воспитание и сила воли заставляли его ограничивать свои страсти и прихоти. Как уже было упомянуто выше, многие правители поощряли однополую любовь и даже содержали при дворе бачей. В этом явлении нет чего-то абсолютно шокирующего, у многих народов любовь мужчин к молодым юношам была нормой. Бабур не был исключением, и по молодости лет питал нежные чувства к юноше по имени Бабури. До низких и пошлых утех, как многие другие правители, он не опускался, а по причине творческой, чуткой натуры чувства его имели скорее платонический характер:

"Иногда Бабури приходил ко мне, но от стыда и смущения я не мог даже взглянуть в его сторону; где уже мне было общаться или разговаривать с ним!" Переведя свои чувства в творческие порывы, Бабур написал в то время не мало любовной лирики.

Когда юноша достигает совершеннолетия, он становится полноправным хозяином в семье. И тут судьба его близких, особенно жен и наложниц, напрямую зависела от его воли и благоволения. Бабур говорит о том, что жена Султана Хусейна "была очень сварлива; ее строптивость надоела Мирзе и он, в конце концов, ее оставил и избавился от нее" , а далее он говорит следующее: "Что поделаешь! Право было на стороне Мирзы". Таким образом, подчеркивается верховное положение мужчины в семье и практически полное бесправие женщины, судьбой которой могли так жестоко распорядиться. Такое отношение к женщине и девушке как к товару, который можно было легко купить избавиться от него, не считаясь с тем, что у нее есть свои желания, что она тоже ищет своего счастья, было характерным средневековым представлением, которое в редких случаях оспаривалось. Таким исключительным гуманным отношением к женщинам выделялся знаменитый поэт Алишер, в произведении которого "Лейли и Меджун", схожим по сюжету с "Ромео и Джульеттой", явно слышится громкий протест автора против такого унизительного отношения к женщинам.

Несмотря на большие гаремы, многоженство и десятки наложниц, правители не хранили верность своим женщинам и часто занимались распутством.

"Удивительно, что у столь великого государя, как Султан Хусейн мирза, царствовавшего в таком городе ислама, как Герат, из всех его четырнадцати сыновей только трое не были детьми прелюбодеяния"

Этот пример свидетельствует о непрочности семейных отношений и отсутствии должного уважения к женщине. Конечно, некоторым удавалось добиться большой любви и преодолеть сложный путь сквозь строгую иерархию гарема к самым его вершинам, как это сделала Хадича биким:

"в Герате ее взял Султан Хусейн и полюбил. Со степени наложницы она возвысилась до степени госпожи, а позднее стала весьма могущественной" .

Но таких примеров были единицы. В начале эпохи "Великих Моголов" некоторым знатным женщинам также удавалось обрести авторитет не только среди домочадцев, но и со стороны мужа и придворных. Такими были и сама Гульбадан-бегим при Хумаюне, Ханзада-бегим при Бабуре, Эсан Давлат-бегим, бабушка Бабура и мать Ибрахим-султана - правителя Бадахшана. Но это всего лишь отдельные случаи, когда женщины участвовали в решении важнейших вопросов, связанных с управлением страной.

Бабур со своей сестрой Ханзаде

В личной жизни самого Бабура было особое трепетное и благородное отношение к женщинам и домочадцам. Бабур проявлял глубокое уважение к своей матери, и эта особенность в семейных отношениях затем распространиться на всех его потомков, падишахов Великих Моголов в Индии . Еще с раннего возраста, прислушиваясь к советам мудрой бабушки, Бабур был сильно привязан к семье и очень тяжело переживал разлуку и смерть своих родных, жен и детей . До переселения в Кабул Бабур не был счастлив в личной жизни. Его молодые жены умирали после родов, а малолетние дети тоже вскоре отправлялись на небеса вслед за матерью. В Кабуле же ситуация совершенно изменилась, его семейство и новые жены жили в безопасности и спокойствии, Бабур обзавелся восемнадцатью детьми . Всего у Бабура было семь жен . Наряду с женами, как и у любого другого правителя, в гареме Бабура были и наложницы, которые зачастую завоевывали большее внимание правителя, чем законные жены. Нам известно о двух таких наложницах Бабура - черкешенках Гульнар и Наргуль. Бабур брал подрастающих сыновей с собой в военные походы, а женам и дочерям привозил подарки. Бабур сохранил большую привязанность к своей сестре Ханзаде и очень переживал, когда она досталась его заклятому врагу Шейбани-хану. Среди других женщин, которые пользовались расположением Бабура, была его любимая жена Биби Мубарика, которую прозвали в гареме афганской царевной , а также его дочь Гульбадан. К сыновьям Бабур также относился с глубоким уважением. Его старший сын, Хумаюн, не раз вел себя оскорбительно по отношению к отцу, попадая под влияние противников падишаха, но Бабур всегда прощал сыну все его прегрешения.

Рождение ребенка, особенно мальчика-первенца, в семье правителей было очень торжественным и радостным событием. Через несколько дней после рождения все приближенные и вельможи собирались на той - праздничный пир. Рождению девочки радовались гораздо меньше в те времена.

Воспитанием детей в семье согласно традиции занималась старшая жена. Так, например, Дильдор-бегим, одна из жен Бабура, родила дочь Гульдан, но воспитывалась она другой женой Бабура - Махим-бегим.

Главная